Для чего нужна пальчиковая гимнастика
В устном творчестве любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-ворона…». Люди давно заметили, что движения пальцев и рук, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1.Выполнения упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию помогают яркие картинки).
6.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате усвоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Утром я скакал и днём
Утром я скакал и днём, палка моя, палочка – указательный пальчик левой руки стучит по кулачку правой руки
Ты была моим конём, палочка-скакалочка! – большие пальцы обеих рук скрещиваются между собой
Вдаль я на коне скакал, палка моя, палочка, - руки вытянуть перед собой, сжать кулачки, ногами выполнять «пружинку»
Чуть коня я не загнал, палочка-скакалочка! - указательный пальчик левой руки стучит по кулачку правой руки
Говорят, что я устал, - ладошки сложить под щёчку, голову наклонить на бок, глаза закрыть
Палочка-скакалочка. - указательный пальчик левой руки стучит по кулачку правой руки
Я ведь только погонял… - «пружинка»
Ты устала, палочка! - ладошки сложить под щёчку, голову наклонить на бок, глаза закрыть
Сел на ветку снегирёк
Сел на ветку снегирёк – ладони «щепоткой» поставить к плечам,
Брызнул дождик – пальцы обеих рук в кулачок, выпрямить, встряхнуть,
Он промок – съёжиться, кулачки прижать к груди.
Ветерок, подуй слегка – руки поднять вверх, покачать из стороны в сторону,
Обсуши нам снегирька – руками показать крылья птички, помахать кистями.
У нас босые ножки
У нас босые ножки – выставляем ножки на пяточку,
Мы в облака летим, летим - руками показать крылья птички, помахать кистями.
Мы там себе сапожки купить хотим, купить хотим – руки на пояс, выставляем ножки на пяточку.
Здесь, на земле, сапожник не стал их шить, не стал нам шить – указательными пальчиками водить в воздухе, изображая иголку с ниткой,
Сказал он: «Птичкам можно и так прожить, и так прожить» - погрозить пальчиком
Под зелёною горою
Под зелёною горою – показать руками гору
Самой раннею порою сеют во поле пшеницу – пальцы щепоткой, «сеять зёрнышки».
Пусть растёт и колосится, и под солнцем золотится – поднять руки вверх, растопырить пальчики,
Чтобы жали молодицы – левой рукой делать хватательные движения, правой – имитировать срезание колосьев серпом
Чтобы с песней дружно жали и в снопы её вязали – обхватить пальцами одной руки кулачок другой, большие пальцы вверх.
Чтобы парни молотили – стучать кулачком о кулачок,
Чтобы люди с хлебом были – показать руками круглый каравай.
Чтобы ели да хвалили! – погладить руками живот, показать большой пальчик.
Вышли мыши
Вышли мыши как-то раз, поглядеть, который час – ладошки к глазам, открывать-закрывать глаза.
Раз-два-три-четыре – поочерёдно загибать пальцы на руке
Мыши дёрнули за гири - обхватить пальцами одной руки кулачок другой, резкое движение сверху вниз.
Вдруг раздался страшный звон – хлопок в ладоши
Убежали мышки вон – указательным и средним пальчиком «шагать» по столу, остальные пальчики в кулачке.
На траве лежит козлёнок
На траве лежит козлёнок – пальцы в кулачке, указательным и мизинцем сделать рожки.
«Ме-ме-ме!» - кричит козлёнок – покачать рукой с рожками влево-вправо.
Ножки у него кривые – показать ногами,
Рожки у него тупые – приставить указательные пальцы к голове.