Программа дополнительного эколого-краеведческого образования детей 5-6 лет "Добрячок"
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей «Добрячок» имеет эколого-краеведческую направленность. Необычность и новизна данной авторской программы состоит в том, что работа по ней осуществляется двумя педагогами. Один педагог проводит занятия краеведческого цикла, а другой – экологического. Вместе с тем, занятия носят интегрированный характер: чёткого разделения на краеведение и экологию нет. Оба педагога совместно проводят экскурсии, взаимосвязанные с темами занятий. Занятия состоят из двух частей – теоретической и практической. Практическая часть занятия носит художественно-творческий характер. Связь экологии и краеведения с художественно-творческим направлением – танцевальной и продуктивной деятельностью дошкольников – даёт возможность проводить занятия на интересе детей, создаёт положительную динамику и позволяет организовать смену деятельности, что положительно влияет на формирование усидчивости и внимательности детей на протяжении всего занятия.
Создание эколого - краеведческого кружка вызвано актуальностью данного направления в работе детского сада с дошкольниками и их родителями. Знакомство человека с окружающим его миром природы начинается с раннего детства. И как важно именно в дошкольные годы жизни ребёнка «заронить зёрна» доброго, бережного отношения к родной природе, научить его видеть и понимать красоту живой природы, стремиться к познанию её законов, чтобы во взрослой жизни разумно строить свои взаимоотношения с окружающей средой. И, конечно, невозможно познавать мир природы без опоры на знания о родном крае, о его культурно-исторических традициях, особенностях и значении для района, области и страны. Чтобы видеть прозрачную речную воду и купаться в ней, дышать чистым воздухом, надо не допустить разрушения окружающей человека природной среды для начала в своей местности. Задача сложная, но выполнимая и требует повседневного, кропотливого труда. Одним из решений этой задачи является формирование новых взаимоотношений человека с природой в процессе эколого-краеведческого воспитания и образования. Реализация программы «Добрячок» поможет педагогам в работе по данному направлению.
В программе предусмотрена и активизация родителей: знакомство с задачами экологического воспитания, привлечение их к участию в экскурсиях, тематических вечерах, театральных постановках, исследовательских конференциях.
Цель программы: воспитание у дошкольников экологической культуры, основу которой составляют достоверные знания о родном крае и практические умения, направленные на охрану родной природы.
Задачи:
Экологическое направление
- формирование у малышей бережного отношения к природе;
- создание условий для формирования у дошкольников экологического мировоззрения;
- развитие практических природоохранных навыков;
- формирование понимание взаимосвязи и взаимодействия природных объектов между собой;
- развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.
Краеведческое направление
- формировать у детей интерес к истории и традициям родного села;
- формировать представления детей о том, что каждый человек причастен к жизни и развитию родного края своими делами;
- воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору родного края;
- воспитывать любовь к родному языку, к родной природе.
Художественно-творческое направление
- учить передавать в рисунках, поделках красоту и неповторимость родного края, родной природы, свои эмоциональные переживания;
- способствовать развитию эмоционально-образного исполнения танцевальных композиций, передавая характерные особенности природных объектов.
Возраст детей: в реализации программы участвуют дети старшей группы 5-6 лет.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Формы и режим занятий.
Занятия кружка проводятся с октября по май, один раз в неделю. Занятия чередуются: одно занятие проводит педагог-эколог, следующее – педагог по краеведению. Занятия носят интегрированный характер и взаимосвязаны между собой по тематике и содержанию. Место проведения основных занятий определяется в зависимости от темы и формы: музыкальный зал, групповое помещение, живой уголок, лаборатория. Через каждые два занятия проводится экскурсия, как практическое закрепление знаний.
Ожидаемые результаты: в процессе реализации программы планируется, что дети приобретут следующие качества:
- станут любознательными и активными в познании родной природы, истории родного края, в осуществлении деятельности, направленной на охрану природы, на развитие своих творческих способностей;
- будут проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы, народного творчества, музыки, поэзии, театральной деятельности;
- овладеют средствами общения со сверстниками и взрослыми в плане поиска ответов на вопросы, касающихся явлений и объектов природы, взаимоотношения человека с природным миром, истории и культуры родного края;
- будут стремиться к здоровому образу жизни;
- будут способны управлять своим поведением в природе, в мире людей, направлять свои поступки на осуществление добрых дел;
- приобретут способность решать интеллектуальные задачи, делать выводы и умозаключения в плане взаимосвязанности всех объектов мира природы и жизнедеятельности человека;
- накопят первичные представления о себе, семье, родном крае, родной стране, мире и природе;
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в выставках изобразительного творчества по итогам тематических недель;
- исследовательские конференции с участием детей и учителей начальных классов, родителей;
- викторины и экологические праздники;
- фестиваль «Семейная аллея на моей улице»;
- участие в Театральной неделе в детском саду (спектакль «Дюймовочка»;
- проектная деятельность.