Деятельностный подход
В настоящее время нет необходимости убеждать педагогов-практиков в том, что традиционные методы обучения в детском саду не дают таких высоких результатов, как новые технологии. И я не ставлю себе такой цели, но хотела бы поделиться своим опытом применения в своей практической деятельности технологий проблемного и развивающего обучения, деятельностного подхода.
Деятельностный подход позволяет представить весь процесс воспитания, развития и обучения для наших детей целостной системой, так как при организации занятия дети не замечают, что идет процесс обучения. Образовательная деятельность для них это продолжение игры, общения и интересного взаимодействия со взрослым, сверстниками.
Большое значение для меня имеет индивидуальный подход к детям. Традиционно он использовался для того, чтобы «подтянуть» кого-либо из детей до уровня сверстников в определенной образовательной области. Я же придерживаюсь современных взглядов на ребенка, как на личность, развивающуюся в своем темпе, в соответствии со своими качествами и уровнем развития. То есть, использую разноуровневое обучение, руководствуясь теорией Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка. Маленькие дети по природе своей являются исследователями. Поэтому нецелесообразно давать им знания в готовом виде. Гораздо эффективнее поставить перед ними проблему и дать возможность порассуждать, попробовать подействовать с предметами и с небольшой помощью педагога сделать необходимые выводы, ориентируясь опять же на «зону ближайшего развития» каждого ребенка. Собственное открытие нового знания позволяет детям поверить в свои силы, а в будущем – не уходить от проблемы, а решать ее. Кроме того, такой подход развивает, воображение, творческие способности ребенка, умение думать и рассуждать на основе активной деятельности.
Хотелось бы отметить, что построение образовательной деятельности таким образом, позволяет добиться хороших результатов в развитии всех детей группы. Дети, которые обычно не внимательны на занятиях, не отличаются хорошей дисциплиной, с удовольствием принимают новую форму образовательной деятельности, увлекаются совместной деятельностью и максимально используют свои умственные способности: стараются думать и рассуждать вместе со всеми.
Во многом этому способствует атмосфера доброжелательности на этих занятиях, создание ситуации успеха для каждого ребенка. Все дети испытывают эмоциональный комфорт и как следствие, сохраняется психологическое здоровье малышей.
Примером использования вышеперечисленных приемов является организация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. На данных занятиях я использую технологию «ситуация», которая представлена в программе «Мир открытий» Л.Г.Петерсон.
Творческий подход к применению технологии «ситуация» увлекает, и у меня возникло желание составлять авторские конспекты для образовательной деятельности по другим образовательным областям.
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира во второй младшей группе (разработано на основе технологии «ситуация» Л.Г.Петерсон) Тема «Бумага и ткань»